От «точного земледелия» до роботов-дояров: томским агроинженерам - новейшие компетенции

16 Мая, 16:41

Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области продолжает диалог с работодателями и аграрными образовательными учреждениями по вопросам подготовки молодых специалистов в АПК.

В течение 2018 года состоялся ряд экспертных сессий, где стороны обсудили современные подходы в агрообразовании в рамках обучения специалистов по направлениям «зоотехния» и «агрономия», сотрудничество сельхозпредприятий и образовательных учреждений в вопросах подготовки кадров, а также выделили ключевые компетенции, востребованные на современном рынке труда в АПК.

Экспертная сессия «Новейшие компетенции учащихся – гарантии успеха. Агроинженерия», прошедшая в начале мая, стала очередным этапом совместной работы региональных органов управления АПК, образования и бизнес-сообщества над повышением качества подготовки выпускников аграрных специальностей.

Как подчеркнула начальник Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области Ирина Черданцева, технологический рост, наблюдающийся сегодня в сельском хозяйстве, делает ключевой роль инженерно-технических служб на предприятиях. Неслучайно на Всероссийском агрономическом совещании в Москве перед регионами поставлена задача возрождения инженерно-технических служб АПК в каждом муниципальном образовании. Субъектам РФ предложено разработать программы развития агротехнических служб, в том числе, с акцентом на применение ресурсосберегающих технологий.

- Уровень технологического оснащения в сельском хозяйстве высок: к примеру, «точное земледелие» позволяет проводить операции на земле с погрешностью не более 1,5- 2 см, - подчеркнула глава Департамента. - Однако на полях работает одна техника, а в вузах и техникумах обучают на другой. Работодатели зачастую выражают недовольство качеством подготовки молодых специалистов, отсутствием у них современных компетенций. Проблем много и задача сегодняшнего совещания - сблизить позиции, получить обратную связь от всех заинтересованных сторон.

В обсуждении приняли участие представители Томских сельскохозяйственного института и аграрного колледжа, Томского института переподготовки кадров и агробизнеса, руководители и специалисты инженерных служб СПК «Нелюбино», СПК «Межениновский», ООО «Спас», ООО «Колпаков», Госсорткомиссии, Гостехнадзора, Томской агрохимической службы, Сибирского НИИ сельского хозяйства и торфа и других отраслевых организаций.

По словам участников совещания, одна из ключевых проблем современного агрообразования – непопулярность аграрных профессий у молодежи. Так, два года назад набор на специальность «агроинженерия» в Томском сельскохозяйственном институте - единственном, где готовят механизаторов с высшим образованием, - не состоялся. В этом году в плане набора ТСХИ – 25 мест (в том числе 15 бюджетных, 5 на коммерческой основе и 5 целевых). Однако открытым остается вопрос о качестве подготовки абитуриентов. Учиться на механизаторов, как правило, идут ребята с низким баллом по ЕГЭ, выбирая специалитет по остаточному принципу. Помимо низкой мотивации студентов к получению знаний по данной профессии, системной проблемой при подготовке молодых специалистов является и отсутствие современной материально-технической базы.

Несмотря на то, что производственная практика ТСХИ проходит в ведущих сельхозпредприятиях региона – АО «Дубровское», Агрофирма «Межениновская», КФХ «Летяжье», ООО «Зональный комбикормовый завод», ФГБУ «Госсорткомиссия», СибНИИСХиТ и др. - она составляет лишь 18% от учебного плана. Этого недостаточно, чтобы подготовить квалифицированных специалистов.

Ситуация обстоит лучше в Томском аграрном колледже, где образовательные стандарты предусматривают до 70 % практических занятий. Колледж имеет свое учебное хозяйство, а сотрудничество с международной федерацией World Skills и проведение региональных этапов чемпионата World Skills Russia позволяет ему ежегодно укреплять материально-техническую базу на сумму около 7 млн рублей. Чтобы соответствовать современным вызовам, преподаватели ТАК проходят регулярное повышение квалификации в «Ростсельмаш». Для выпускников устраиваются демонстрационные экзамены с участием руководителей и специалистов ведущих хозяйств Томской области.

В то же время представители аграрных учебных заведений высказали ряд замечаний работодателям по качеству проведения практик в сельхозпредприятиях. Так, в большинстве хозяйств не доверяют студентам работу на современной технике, отмечен формальный подход к практикантам (студенты-механизаторы подметают дворы вместо того, чтобы ремонтировать технику). В итоге производственная практика теряет эффективность, что сказывается на уровне компетенций выпускающихся специалистов.

По итогам совещания, представителям аграрных учебных заведений рекомендовано углубить учебные курсы по таким направлениям, как «Робототехника в сельском хозяйстве», «Точное земледелие», «Альтернативные источники энергии», «Энергосберегающие и информационные технологии в сельском хозяйстве», включить дисциплины «Этика общения, адаптация в коллективе» и «Навыки самопрезентации», которые помогут решить проблему адаптации ребят в рабочем коллективе. Также предложено ввести в учебные программы новый курс, посвященный мелиорации.

В целях популяризации профессии и повышения уровня подготовки абитуриентов, вузы и ссузы должны усилить взаимодействие с ними еще со школы: находить «звездочек», демонстрирующих высокий уровень знаний по профильным дисциплинам, создавать агроклассы по профилю «механизация».

Кроме того, Департаментом составлен перечень рекомендованных к практике хозяйств с высоким уровнем технического оснащения, многие из которых уже готовятся к приему студентов. Так, например, в ООО «Сибирское молоко» 1 сентября будет запущен собственный учебный класс. В августе этого года откроется вторая очередь фермы, где впервые в Сибири будут применены роботизированные доильные системы.

- Студентам нужна качественная и эффективная практика в лучших хозяйствах Томской области, где используются самые современные мировые технологии. Ребята должны видеть «сказку впереди». Только таким образом мы сможем сохранить и развить у них интерес к профессии, – подчеркнула Ирина Черданцева.  

Опубликовано:2018-05-16 16:41 | Обновлено:2018-05-16 16:48